Кафедра клинической фармакологии, оценки технологий здравоохранения и доказательной медицины
1. Сотрудники кафедры:
Кафедра находится: г. Алматы, ул. Манаса, 34
Клиническая база: ГКБ №4
Заведующий кафедрой - к.м.н., доцент Темиргалиева Эльмира Маратовна
Телефон: 1080
E-mail:elia73_m@mai.ru
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
по специальности «Врач - педиатр» 2006
по специальности «Врач – клинический фармаколог» 2008
по специальности «Врач – клинический фармаколог» 2015
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ
«Золотой знак РК» май, 2005
(Ассоциация врачей и провизоров РК)
Почетная грамота Министерства образования
и науки РК июнь, 2005
«Отличник здравоохранения РК»
(Министерство здравоохранения РК) июнь, 2006
Нагрудной орден «Алтын дәрігер» май, 2010
Лучшие работники здравоохранения РК 2013
Ученые РК «Золотой фонд РК» 2013
«Бейбітшілік әлемі (World of Peace) 2014
Орден «AVE VITAE»
(Национальная Ассоциация врачей РК) 2016
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внедрение способа проведения комбинированной иммунотерапии аллергического дерматита (бактериальный и не бактериальный иммуномодулятора) - Акт внедрения результатов научно-исследовательской работы 2008 год
Патент «Модифицированное производное Сантонина с противоопухолевой активностью» – № 026527 от 20.10.2011 год
Патент «Способ выделения лактоферрина из молозива» - № 78509 от 26.06.2012 год
Является автором более 80 научных трудов в изданиях, перечень которых утвержден КНАСОН МОН РК, опубликованы методические рекомендации (пособия) свыше 25, монографии – 4 (на государственном языке – 2), которые необходимы в учебном и научном процессе, так как позволяют правильно расставить все приоритеты в изучении дисциплины и правильный, необходимый подход к усвоению и изучению предмета.
Результаты педагогической и научной работы отражены в печати и выступлениях на следующих конференциях: VIII Международная научная конференция «Актуальные проблемы создания новых лекарственных препаратов природного происхождения», Миккели, Финляндия, 2004 г.; на Международной научно – практической конференции «Побочные действия лекарственных средств, мониторинг, фармаконадзор» Казахстан (Алматы, 2004 г.), на Международной научной конференции International Conference on Natural Products: Chemistru, Technology Medicinal Perspectives (Караганда,2005), на XII Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (Москва, 2005 г.), на Международной научно – практической конференции «Проблемы биоэтики в здравоохранении XXI в», на Республиканской научно – практической конференции «Актуальные проблемы экологической педиатрии: вчера, сегодня, завтра» (г. Алматы, 2008 г.), на Республиканской научно – практической конференции «Фармация: современное состояние, достижения и перспективы» (г. Алматы, 2008 г.), на Центрально – Азиатском форуме, посвященный 10-летию клинической фармакологии в Казахстане «Опыт, перспективы, настоящее и будущее» (г. Алматы, 2008 г.), на Юбилейной Международной научно – практической конференции, посвященной 50-летию Казахского научно – исследовательского института онкологии и радиологии (г.Алматы, 2010 г.), на Международной конференции «International Multidisciplinary 12 th scientific Geoconference SGEM” (17 – 23 июль, 2012, Болгария),
Республиканский Конгресс «Человек и лекарство – Казахстан» (29-30.10, 2014, Алматы), на Международной конференции «Asian Jornal of Natural & Applied Sciences» (март, сентябрь, 2014, Япония), Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Взгляд молодых ученых и студентов на решение современных проблем здравоохранения» (3 ноябрь, 2015 г., г. Алматы), 11th International Symposium on Electrochemical Methods in Corrosion Research, Португалия, с.105-110 (24-29.05, 2015 г.), II Республиканская научно – практическая конференция, посвященная 65-летию Института фармации (КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. г. Алматы. 2016 г.), Республиканская научно – практическая конференция молодых ученых и студентов, посвящена 25-летию Независимости РК «Гендерная политика – современный взгляд молодежи» (29.04.2016 г.,КРМУ. Г. Алматы), Topical issues of new drugs development^ Abstracts of XXIII International Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Student (21 апрель, 2016 г., Украина (Харьков)), на Международной конференции «International Multidisciplinary 16 th scientific Geoconference SGEM” (2016, Болгария), ОО «Профессиональная Ассоциация клинических фармакологов и фармацевтов», конференция «Актуальные вопросы клинической фармакологии и клинической фармации» (03.02.2017г., Астана), Республиканская научно – практическая конференция «Фармакогенетиканың бүгіні мен болашағы» (12.03.2018г., КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. г. Алматы).
Рахимов Кайролла Дюсенбаевич, профессор
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Врач высшей категории 2011 год
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ
Лауреат Государственной премии в области науки и техники РК 2007 год
Заслуженный деятель науки РК 2012 год
Академик НАН РК 2016 год
Международное сотрудничество: Академик Рахимов К.Д. является Вице председателем Национальной Ассоциации врачей РК, а также является членом специализированного Совета по докторским и кандидатским диссертация Кыргызкой Государственной медицинской Академии им. И.К.Ахунбаева (г. Бишкек).
3 декабря 2007 года глава государства Н.А.Назарбаев присудил К.Д.Рахимову с группой ученых, высокую награду – Государственную премию Республики Казахстан в области науки и техники за представленную научную работу «Развитие в Казахстане исследований по химии природных сесквитерпеновых лактонов, поиску и созданию на их основе новых лекарственных веществ, организация промышленного производства оригинальных отечественных фитопрепаратов».
По Указу Президента страны 13.12.2011 г. профессору Рахимову К.Д. было присвоено почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген Қайраткері».
Академик Рахимов К.Д. успешно выступает и поднимает актуальные вопросы через СМИ по проблемам производства оригинальных отечественных препаратов:
- 15.11.11 г. выступил на телевидении по программе «Казакстан» (г. Алматы), программа «Даму». Тема: «Открытие нового отечественного фармац. завода по GMP».
- 06.12.11 г. выступил на телевидении по программе «Хабар» (г. Астана), программа «Сонымен солай». Тема: «Производство новых отечественных оригинальных лекарственных средств».
За всю научно-трудовую деятельность Рахимова Кайроллы Дюсенбаевича опубликованы: 987 научных трудов, среди них статьи и тезисы – 698, монографии – 42, авторские свидетельства и патенты – 128, учебники и учебно-методические пособия – 58, рационализаторские предложения – 26, подготовленные ученики – 8 (докторские работы) и 27 (кандидатские работы).
С момента избрания член-корреспондентом НАН РК, количество научных трудов за период 2013, 2014 и 2015 гг. составило: статьи и тезисы -30, в том числе отечественные – 13, и НАН РК – 25, зарубежные – 9, среди них с импакт фактором – 2, подано – 1; монографии – 3, публикации в СМИ – 4, авторские свидетельства и патенты – 2, и 1 – подан в зарубежный патент, учебники и учебно-методические пособия – 4, под моим руководством защищена научная диссертация Доктор философии (PhD) Алматы, 2015 г. (всего – 62 публикации)
Ассистенты кафедры: Туганбаева Надира Ержановна, Лигай Денис Николаевич, Акшалова Асель Талгатбековна, Бхат Нусрат.
Профессорско-преподавательский состав кафедры уделяет много времени вопросам рациональной фармакотерапии, формулярной системы, мониторингу побочных действий лекарственных препаратов, обеспечения объективной и достоверной информацией медицинских работников с позиций доказательной медицины, фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии, а также активно развивает новое направление профессиональной деятельности провизоров и врачей – фармацевтическая опека.
Непрерывно растет потенциал сотрудников кафедры, которые проходят обучение на различных тренинг-семинарах, специальных курсах для преподавателей, заимствуют лучший зарубежный опыт на циклах повышения квалификации в странах СНГ, Израиле, Англии, Индии, Японии.
На кафедре проходят обучение слушатели по актуальным темам: «Формулярная система», «Фармакоэкономика и фармакоэпидемиология», «Рациональная антибиотикотерапия и антибиотикопрофилактика» (для врачей-членов формулярно-терапевтических комитетов организаций здравоохранения) ПК; «Новые подходы в фармакотерапии заболеваний внутренних органов» (для врачей терапевтического профиля) ПК;
«Фармаконадзор и безопасное использование лекарственных средств», «Фармацевтическая опека в аптеке» (для фармацевтов и провизоров) ПК; «Доказательная медицина в клинической практике» (для врачей всех специальностей), «Фитотерапия», «Клиническая фармакология» (первичная подготовка) с применением современной дистанционной формы обучения врачей, впервые внедряемой на кафедре для цикла продолжительностью 16 нед.
Для проведения лекций, семинарских и практических занятий для резидентов подготовлены рабочие программы, разработаны методические указания и рекомендации, используются таблицы, стенды, слайды, применяются методы компьютерного программированного контроля знаний резидентов.
Учебный процесс строится на основе современных инновационных технологий преподавания (проблемно-ориентированный метод, педагогический коучинг) с использованием мультимедийного способа представления дидактического материала. Подготовлен банк тестовых заданий с использованием возможностей компьютерного класса и интернета. Преподаватели активно готовят методические материалы для дистанционного проведения циклов повышения квалификации и переподготовки.
Важной формой обучения резидентов является участие и создание профильных секций в международных, республиканских конференциях, симпозиумах, семинарах посвященных актуальным вопросам клинической фармакологии, фармакотерапии, фармакоэкономики и доказательной медицины.
На кафедре неоднократно проводились мастер-классы, семинары ведущих зарубежных специалистов. В дальнейшем также планируется проведение мастер-классов, на которых будут участвовать, как преподаватели кафедры, так и профессора ближнего и дальнего зарубежья.
2. История кафедры
Специализированное обучение в области доклинических и клинических исследований – достаточно молодое направление, развитие которого началось около 30 лет назад. Таким образом, преподавание специфических дисциплин данной области ведется относительно недолго. Возрастающая потребность образовательных услугах и расширение учебных программ по клинической фармакологии, доказательной медицины привели к решению о создании кафедры. Кафедра клинической фармакологии, оценки технологий здравоохранения и доказательной медицины АО КазМУНО организована в конце 2005 г.
С момента организации по апрель 2018 года кафедру возглавлял профессор Рахимов Кайролла Дюсенбаевич. В нашей стране выделение клинической фармакологии в самостоятельную медицинскую науку стало возможным благодаря исследованиям классических фармакологов и клиницистов, и в первую очередь Академиком Рахимовым К.Д., который воспитал не одно поколение учеников, защитившие кандидатские и докторские диссертации, стали профессорами и успешно трудятся в научных и практических учреждениях и в нашей стране, и за ее пределами.
С 2009 г. кафедра располагает резидентурой по специальности «Врач – клинический фармаколог», сроком обучения 2 года. В период с 2009 по 2015 г. в резидентуре обучилось и выпустилось в общей сложности 18 человек.
С апреля, 2018 года по настоящее время возглавляет кафедру доцент Темиргалиева Эльмира Маратовна.
Сегодня кафедра отвечает за преподавание 15 учебных дисциплин. Обучение резидентов, курсантов, слушателей осуществляется на базах лечебно-профилактических учреждений - непосредственно у постели больного.
В области учебно-методической литературы для новой специальности можно отметить новаторские разработки коллектива кафедры: учебники «Клиническая фармация» и «Клиническая фармация: фармацевтическая опека», атласы по фармацевтической опеки, учебные пособия «Основы клинической медицины: симптомы и синдромы в практической фармации», которыми сегодня пользуются не резидентов, курсантов, слушателей только КазМУНО, а также многочисленные медицинские вузы Казахстана и ближнего зарубежья (Украина, Россия). Некоторые из методических разработок получают признание на государственном уровне и становятся базисом для создания законодательных актов, например, разработанные в сотрудничестве с Государственным экспертным центром МЗ Казахстана.
Цели задачи кафедры
Целью работы кафедры является развитие у резидентов, фармацевтов и врачей всех специальностей профессиональных компетенций (способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области) в области клинической фармакологии в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. По завершению образовательных модулей на кафедре, с помощью оценочных средств проверяется динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей и личностных качеств, необходимая для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития резидентов и врачей, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Основными образовательными направлениями деятельности является развитие следующих компетенций:
1. Умение собрать лекарственный анамнез;
2. Умение спланировать лекарственную терапию по основным нозологиям;
3. Умение правильно и безопасно выписать рецепт;
4. Умение оценить критически назначения других специалистов;
5. Умение рассчитать правильную дозу препарата;
6. Умение предоставить пациенту всю необходимую информацию о назначенном лечении;
7. Умение получать достоверную информацию о лекарственных средствах;
8. Умение выявлять нежелательные реакции и сообщать о них в надзорные органы;
9. Умение планировать и мониторировать проведение до- и клинических исследований;
10. Умение использовать биомедицинские статистические методики для решения поставленных задач.
3. Научно-практическими направлениями деятельности является:
1. Индивидуализация применения лекарств в том числе на основе особенностей фармакокинетики (ТЛМ) и фармакогенетики, при особом внимании к педиатрическому и гериатрическому контингенту, беременным и лактирующим;
2. Экспертиза «новых» и «старых» методов лекарственной терапии с учетом фармакоэкономики, доказательной медицины и фармакоэпидемиологии;
3. Организация работы «терапевтических» (формулярных) комитетов;
4. Информирование врачей о эффективности и безопасности «новых» и «старых» лекарств;
5. Профилактика и мониторинг нежелательных явлений (фармаконадзор);
6. Организация, планирование, анализ, мониторинг до- и клинических исследований.
7. Оценка медицинских технологий и клинико-экономический анализ
Благодаря многопрофильной подготовке сотрудников кафедры научная деятельность ведется по нескольким направлениям. Основные направления научных исследований: фармакоэкономика, фармакоэпидемиология, фармакогенетика.
Сотрудники кафедры являются авторами и соавторами 4 монографий, учебника по клинической фармакологии для высших учебных заведений, национального руководства по клинической фармакологии, справочника лекарственных средств формулярного комитета и т.д.
Ежегодно сотрудниками кафедры публикуются десятки статей в научных и научно-популярных журналах, информационные письма, научные методические рекомендации, представляются доклады на отечественных и зарубежных конференциях.
Сотрудничество: научная работа сотрудников кафедры проводится совместно с Назарбаевским университетом по следующему направлению: «Скрининговые исследования антиоксидантов полифенольных препаратов» (г. Астана), а также совместно с АО «Международным научно – производственным холдингом «Фитохимия»» проводят научную работу по теме: «Доклинические испытания новых отечественных препаратов» (г.Караганда).
а также,
Казахский Национальный университет им. аль-Фараби;
АО Институт химических наук имени А.Б. Бектурова
Национальная медицинская ассоциация;
Ассоциация фармакологов и провизоров Казахстана;
Сотрудничество ближнем и дальнем зарубежье:
Кырызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева, проф. Зурдинов А.З. ( г Бишкек, Кыргызстан;
Российская медицинская Академия последипломного образования г.Москва – д.м.н., проф. Сычев Д.А.
Российская Академия медицинских наук ГУ НИИ фармакологии им. Закусова В.В. г.Москва
Российский онкологический Национальный центр им. Блохина Н.Н., Россия проф. Дмитриева Н.В.;
1-й Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, д.м.н. профессор В.Г. Кукес, Г.В. Раменская
Казанский медицинский университет, Россия Аббасов Г.Я.
НИИ клинической фармакологии директор проф. Томасом Симмет и проф. онкофармаколог Татьяной Сероветц. (г Ульм, Германия)
4. Учебно – методическая деятельность:
Кафедра клинической фармакологии постоянно совершенствует инновационные методы в учебном процессе.
Учебный процесс на казахском и русском языках поддерживается использованием учебных и учебно-методических пособий, которые были разработаны и выпущены сотрудниками кафедры.
С целью повышения педагогического и профессионального уровня педагоги кафедры проходят курсы повышения квалификации, в том числе специализацию по педиатрии, клинической фармакологии, терапии и др., издают научные труды, статьи в научной и периодической печати, участвуют в международных и республиканских научных, учебно-педагогических конференциях, семинарах, мастер-классах.
С целью усовершенствования учебного процесса кафедрой проводятся круглые столы с участием представителей практического здравоохранения.
Методическая работа
• Внедрение в учебный процесс новых методов обучения и инновационных образовательных программ;
• Участие в разработке положений, методических рекомендаций и других нормативных документов, регламентирующих организацию и обеспечение учебного процесса в КазМУНО;
• Организация мероприятий учебно-методического характера: научно-методических конференций, семинаров, конкурсов;
• Контроль за формированием базы электронных учебно-методических материалов по основным образовательным программам на сайте КазМУНО.
Содержание учебно-методической работы:
1) Разработка, планирование и реализация учебного процесса, в том числе, учебно-методических комплексов основных образовательных программ специальностей и дисциплин, в соответствии с требованиями качества, предъявляемыми работодателями, достижениями современной науки и практики.
2) Подбор и применение технологий обучения, частных методик преподавания учебных дисциплин, методик организации различных видов учебных занятий, направленных на формирование профессионально значимых качеств врачей.
3) Разработка и написание учебников, учебных пособий, курсов лекций, обучающих компьютерных программ и других методических материалов.
Содержание организационно-методической работы:
1) Совершенствование организации педагогического труда и повышение качества педагогической деятельности и педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.
2) Совершенствование методического руководства самостоятельными учебными занятиями резидентов, разработка рациональных форм их планирования, организации и контроля.
3) Обеспечение и совершенствование системы управления учебным процессом, создание и совершенствование единой системы методических документов по институту в целом, по направлениям подготовки, специальностям и дисциплинам, документов, регламентирующих планирование и организацию учебного процесса.
4) Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования профессионально значимых качеств выпускников.
5) Совершенствование оснащения учебного процесса техническими средствами обучения, другими средствами наглядности.
Кафедра факультета является центром методической работы в институте и непосредственно осуществляет методическую работу.
Методической работой кафедры руководит заведующий кафедрой.
Заместитель заведующего кафедрой и ответственный за методическую работу участвуют в планировании, обеспечивают и координируют методическую работу в соответствии с планом методической работы института, факультета, кафедры и в пределах своей компетенции (см. «Должностные обязанности заместителя заведующего кафедрой», «Функциональные обязанности ответственных за методическую работу на кафедрах»).
Материалы, представляющие систему методической работы на уровне кафедры:
1. Комплект нормативно-методических документов ГОСО;
2. Фонд учебно-методических материалов ООП (кафедры):
- фонд средств информационно-технологического обеспечения ООП - перечни программных продуктов (лицензионных и общедоступных), используемых в преподавании дисциплин, фондов информационных ресурсов, электронных мультимедийных учебников и учебных пособий (с грифами и без);
- сведения об обеспеченности дисциплин ООП (кафедры) основными учебниками, в т. ч. грифованными учебниками и учебно-методическими пособиями дисциплин ООП (дисциплин кафедры), в том числе, планы, заявки и др. материалы кафедры о подборе, разработке, внутрикафедральной экспертизе и грифовании учебников и учебно-методических пособий;
- сведения об учебно-методических и учебных пособиях, изданных ППС, а также получивших грифы разных уровней (за три последних года).
3 Система планирования, организации и контроля качества методической работы[1]:
3.1 Материалы планирования и координации методической работы кафедры:
- планы-отчеты кафедры;
- индивидуальные планы-отчеты преподавателей;
- календарно-тематические планы по направлениям и видам методической работы (в т.ч. сведения об участии в конкурсах, конференциях института, рабочих группах факультета и института и т.д.) с указанием предполагаемых результатов, сроков выполнения и ответственных и отчеты о проделанной работе с указанием фактических участников, полученных результатах и их оценке в рамках направлений (выполняются как приложения к плану-отчету кафедры);
- материалы кадрового обеспечения преподавания дисциплин (работа кафедры по подбору преподавателей, оптимизации планирования нагрузки);
3.2 Материалы текущего обеспечения и контроля качества методической работы
-материалы контроля качества подготовки резидентов, в т.ч. сведения об успеваемости резидентовпо результатам сессий, аналитические справки и протоколы заседаний кафедры и ученого совета института о мерах повышения качества освоения резидентами основной образовательной программы, отдельных дисциплин, программ ДПО, а также о результатах этих мероприятий;
- журнал внутрикафедрального контроля качества преподавания (задачи и планы на каждый год, график и анализ взаимопосещений, результаты текущего контроля преподавания дисциплин);
- материалы методического семинара кафедры, в т.ч. материалы по работе с начинающими преподавателями;
3.3 Материалы о достижениях преподавателей в методической работе за последние 5 лет (грамоты, сертификаты, рецензии, заключения о присвоении грифа, удостоверения о повышении квалификации, участии в конференциях и т.д.).
4 Работа по совершенствованию качества подготовки резидентов (научно-методическая работа):
- материалы о ежегодных мерах совершенствования качества подготовки (записи в протоколах заседаний кафедры о решениях по пересмотру и коррекции задач подготовки специалистов, содержания и компонентов ООП, методов преподавания в рамках новых достижений науки и требований профессиональной практики, об освоении инновационных методов преподавания и контроля качества подготовки специалистов;
1.1 Составление проектов базовых и рабочих учебных планов специальностей и специализаций.
1.2 Составление новых учебно-методических комплексов по вновь вводимым дисциплинам.
1.3 Пересмотр и переработка действующих учебно-методических комплексов дисциплин и основных образовательных программ.
1.4 Составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией.
1.5 Составление документов по планированию учебного процесса резидентов: календарных планов дисциплин, графиков самостоятельной работы резидентов, карт учета учебных достижений студентов по дисциплине, графиков прохождения практики и др.
1.6 Разработка и переработка учебно-методических материалов для резидентов, слушателей и курсантов (конспектов лекций, сборников упражнений и задач, указаний по выполнению курсовых и ВКР и т.д.).
1.7 Подготовка к занятиям (лекционным, практическим, семинарским, учебной практике и т.д.), включая разработку и обновление заданий для практических занятий, контрольных и семестровых заданий, других курсовых и семестровых аттестаций.
1.8 Разработка и переработка методических материалов для преподавателя (частных методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр, решению производственных задач, анализу конкретных ситуаций, преподаванию дисциплины и, методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе и т.д.).
1. 9 Разработка частных методик учебных дисциплин и отдельных курсов.
1.10 Рецензирование, подготовка к изданию отдельных компонентов УМК дисциплин и других методических материалов.
1.11 Внедрение новых информационных технологий обучения в учебный процесс.
1. 12 Внедрение результатов научных исследований в учебный процесс.
1.13 Разработка методических материалов по контролю знаний резидентов.
1.14 Составление тематики, заданий и подбор различных документов для выполнения контрольных работ, домашних заданий.
1.15 Разработка сценариев учебных видеофильмов.
1.16 Разработка дидактических материалов: наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и др.
1.18 Участие во внутривузовских мероприятиях по повышению педагогической квалификации.
1.19 Контрольные посещения занятий заведующими кафедрой: взаимные посещения занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий.
1.20 Подготовка и проведение методических занятий с преподавателями.
1.21 Подготовка и проведение практик
На кафедре разработано и работает дистанционное образование по клинической фармакологии на последипломном этапе подготовки врачей.
Последипломная подготовка
Первичная переподготовка «Клиническая фармакология» 1080 часов
Циклы тематического усовершенствования:
• Сертификационный цикл общего усовершенствования для врачей клинических фармакологов «Клиническая фармакология»;
Рациональная антимикробная терапия 108 час.
Актуальные вопросы рациональной фармакотерапии заболеваний детского возраста 108 час.
Краткосрочные циклы:
• «Формулярная система» 54 часа;
• «Доказательная медицина» 54 часов;
• «Система мониторинга безопасности лекарственных средств. Фармаконадзор» 54 часов;
• «Фитотерапия» 54 часов;
• «Фармакоэкономика и фармакоэпидемиология» 54 часов;
• «Актуальные вопросы клинической фармакологии в клинике внутренних болезней»
54 часов;
• «Фармакотерапия сердечно- сосудистых заболеваний» 54 часов;
• «Фармацевтическая опека» 54 часов;
• «GPP, GLP, GCP, GPP» 54 часов.
5. Клиническая деятельность:
Весь профессорско – преподавательский состав кафедры - практикующие врачи. Знания, которые совершенствуются во время занятий с резидентами, курсантами и слушателями, являются основой для помощи больным, работы по оптимизации лекарственного обеспечения стационара, мотивируя их к изучению предмета. Способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач является приоритетной для каждого клинического фармаколога и делает его востребованным участником ежедневной жизни любого учреждения здравоохранения. Фармакотерапия есть важнейшая составляющая лечения больного и от того, насколько она адекватна его индивидуальным особенностям, учитывает принципы доказательной медицины, будет зависеть ее успех - качество и длительность жизни человека. Имея в арсенале стандарты лечения, национальные и зарубежные рекомендации, врачу важна реальная возможность применить их в ежедневном процессе своей деятельности, без ограничений в необходимых лекарственных препаратах. Фармакотерапия всегда требует больших затрат, в масштабах одного учреждения это миллионы тенге в год, для страны - миллиарды, которые непрерывной рекой текут от налогоплательщиков к каждому больному. Особенность финансирования учреждения здравоохранения - это состояние дефицита вне прямой зависимости от величины затрат. Для того, чтобы потребность в лекарственных препаратах могла приблизиться к реальным возможностям обеспечения ими, в фармакологии существует раздел фармакоэкономики, и каждый практикующий клинический фармаколог, обладая соответствующими знаниями и навыками, постоянно ведет работу по оптимизации затрат, потребления, мониторингу эффективности и безопасности фармакотерапии. Эта работа, рутинная деятельность, позволяет принимать объективные обоснованные решения при расходовании денежных средств. В состоянии модернизации, перестройки здравоохранения в нашей стране, обозначилась ощутимая нехватка в таких инструментах для принятия решений. Обнаружилась брешь в лечебном процессе и администрировании, нехватка данных для обоснованного распределения денег и профессиональных сил.
При тесном взаимодействии с практическим здравоохранением, создана служба клинической фармакологии, формулярная система. Сотрудники кафедры активно участвуют в лечебно-консультативной работе. Благодаря научной и клинической поддержке кафедры с 2016 г. в ГКБ № 4 организованы лечебно – диагностические консультации, что обеспечивает дополнительные возможности в персонализированном подходе к фармакотерапии пациентов с различными нозологиями. Дальнейшее развитие научной деятельности видится в усилении взаимодействия в развитии масштабных Казахстанских исследований под эгидой профессиональных научных обществ, в разработке и исследовании новых лекарственных препаратов отечественного производства.
Именно согласованная деятельность всех участников лечебного процесса, активное взаимодействие теории и практики Медицины позволяют получить результат общенационального значения, а главное качественно выполнять свою ежедневную работу – служить человеку, нуждающемуся в помощи.
Основные направления деятельности ППС кафедры в отделениях ГКБ № 4:
-Экспертиза фармакотерапии законченного случая (ретроспективный анализ фармакотерапии по истории болезни)
-Экспертиза фармакотерапии случая с летальным исходом
-Консультация пациентов с целью рационального назначения лекарственной терапии
-Подготовка лекарственного формуляра в стационаре
-Выступление на врачебных конференциях с информацией о рациональной фармакотерапии
-Участие в проверках рациональности использования и правильности учета ЛС в отделениях
-Проведение АВС/VEN анализа (метод оценки рациональности использования денежных средств при закупке лекарственных препаратов)
-Контроль побочного действия лекарственных препаратов
-Организационно-методическая работа , направленная на повышение квалификации медицинского персонала по вопросам рациональной и безопасной фармакотерапии.
–Фармакоэкономический расчет по отделениям;